Закупочная деятельность

Управление цепочкой поставок

Нормативное регулирование закупочной деятельности

В 2024 году закупочная деятельность «Россети Центр и Приволжье» осуществлялась на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке, далее — Стандарт)Утвержден решением Совета директоров Компании от 25.12.2018 (протокол от 25.12.2018 № 343, в редакции протоколов от 26.06.2020 № 415, от 22.12.2020 № 437, от 30.04.2021 № 457, от 30.06.2021 № 462, от 23.03.2022 № 514, от 07.10.2022 № 549, от 26.10.2022 № 553, от 20.01.2023 № 570, от 27.12.2024 № 682).. Стандарт разработан с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основной коллегиальный закупочный орган Компании — Центральная конкурсная комиссия «Россети Центр и Приволжье» (ЦКК), которая контролирует и координирует закупочную деятельность. В своей деятельности ЦКК руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Компании, решениями Совета директоров Компании, приказами, распоряжениями и иными решениями исполнительных органов Компании, Стандартом, решениями Центрального закупочного органа ПАО «Россети» (как главного закупочного органа ДЗО ПАО «Россети»), Положением о работе Центрального закупочного органа «Россети Центр и Приволжье».

Взаимоотношения с поставщиками

Закупочная политика

Закупочная политика ПАО «Россети» (далее — Политика) утверждена в Компании в качестве внутреннего нормативного документаУтвержден решением Совета директоров Компании от 25.12.2018 (протокол от 25.12.2018 № 343, в редакции протоколов от 26.06.2020 № 415, от 22.12.2020 № 437, от 30.04.2021 № 457, от 30.06.2021 № 462, от 23.03.2022 № 514, от 07.10.2022 № 549, от 26.10.2022 № 553, от 20.01.2023 № 570, от 27.12.2024 № 682).. Политика устанавливает принципы, цели, задачи и нормы организации и осуществления закупочной деятельности.

Стратегическая цель Политики — обеспечение дочерних обществ ПАО «Россети» товарами, работами и услугами с требуемыми показателями качества и по оптимальной цене посредством внедрения единых стандартов закупочной деятельности в электросетевом комплексе.

Основные задачи политики

1

Тщательное планирование потребностей Компании

2

Постоянный анализ рынка для достижения разумного уровня конкуренции среди потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей

3

Эффективное использование средств Компании на приобретение товаров, работ и услуг

4

Оптимизация системы закупок на основе передового опыта

5

Ориентация на заключение долгосрочных договоров с фиксированными расценками на весь период действия

4

Создание позитивного имиджа ПАО «Россети» и его ДЗО как надежных покупателей и заказчиков

Обратная связь от участников закупки и реагирование на нее

GRI 2‑25

В 2024 году поступило 25 жалоб от участников закупки, все обращения направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Результаты заседаний Управлений ФАС:

  • 17 обращений признаны необоснованными;
  • 5 признаны обоснованными;
  • 2 отозваны заявителем;
  • 1 согласно решению Управления ФАС оставлено без рассмотрения.

Основные принципы построения закупочной деятельности

При проведении закупок Компания руководствуется следующими принципами:

  • информационная открытость закупок;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, сокращение издержек;
  • отсутствие неизмеряемых требований к участникам;
  • прозрачность и управляемость закупочной деятельности;
  • профессионализм и компетентность работников, участвующих в закупочной деятельности;
  • соблюдение норм действующего законодательства.

Способы проведения закупочных процедур

Стандартом предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок.

Электронные торговые площадки

Электронные закупки «Россети Центр и Приволжье» проводят с использованием специализированного официального сайта Российской Федерации (zakupki.gov.ru), электронной торговой площадки АО «Российский аукционный дом» (tender.lot‑online.ru). Также информация размещается на официальном сайте Компании (mrsk‑cp.ru).

Цифровизация и автоматизация закупочной деятельности

Компания активно использует цифровые технологии для повышения эффективности закупочной деятельности. В частности, внедрена в эксплуатацию автоматизированная система учета закупочной деятельности (АСУЗД), позволяющая вести электронный учет закупок и получать оперативные данные. Функционал системы непрерывно совершенствуется. Также используются система электронного документооборота (СЭДО) и КИС «Флагман», обеспечивающие автоматизацию процессов и повышение прозрачности закупочной деятельности.

Цепочка поставок

GRI 2‑6

В основе устойчивой работы и выполнения обязательств Компании лежит эффективная цепочка поставок.

Распределение закупок по видам деятельности, %
Распределение закупок по способам проведения, %
Структура конкурентных и неконкурентных закупок, %
Динамика закупок в 2022–2024 годах, шт.
Количество поставщиков, шт.
Общая сумма закупок, млн руб. с НДС
Виды поставщиков, вовлеченных в цепочку поставок

Финансовые и кредитные организации

Поставщики (поставка сырья, материалов, оборудования и т. д.)

Подрядчики (работы и услуги: выполнение строительно-монтажных, инженерно-изыскательских работ и т. д.)

Прочие (охрана, почта, услуги административного характера)

Для эффективного взаимодействия и разъяснения требований к контрагентам Компания регулярно проводит встречи, круглые столы с поставщиками, а также ежегодно осуществляет оценку удовлетворенности с помощью анкетирования.

Подход к управлению, отбор и оценка поставщиков

Компания ориентирована на установление и сохранение деловых отношений с партнерами и контрагентами, которые:

  • поддерживают антикоррупционную политику;
  • ведут деловые контакты в добросовестной и честной манере;
  • заботятся о собственной репутации;
  • демонстрируют поддержку высоких этических стандартов;
  • реализуют собственные меры по противодействию коррупции;
  • участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.

Компания через антикоррупционную оговорку и антикоррупционные обязательства информирует своих партнеров и контрагентов:

  • о приемлемых стандартах и правилах поведения;
  • присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
  • об обязательном соблюдении требований Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности Единого стандарта закупок Компании.

«Россети Центр и Приволжье» применяют Единый стандарт закупок, охватывающий всех участников закупочных процедур. Критерии отбора и оценка поставщиков регламентированы Антикоррупционным стандартом закупочной деятельности, который является приложением к Единому стандарту закупок.

Участники закупок во исполнение требований Антикоррупционного стандарта:

  • подписывают обязательства по соблюдению принципов Антикоррупционной политики;
  • предоставляют справки об отсутствии конфликта интересов;
  • предоставляют информацию о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, и структуре управления.

Меры для оценки поставщиковОценка производится подразделением, осуществляющим контроль антикоррупционных комплаенс‑процедур., принятые Компанией в 2024 году:

  • проведено 2 364 экспертизы участников закупочных процедур;
  • отклонены 454 участника;
  • по инициативе блока безопасности снижена начальная (максимальная) цена при проведении 534 закупочных процедур на сумму более 36,0 млн руб.

Для выявления неблагонадежных поставщиков используются сведения из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Реестра недобросовестных подрядных организаций, публикуемых на сайте госзакупок. При необходимости Компания сама инициирует их внесение в эти реестры через ФАС России.

Кроме того, Компания заявляет, что не приемлет случаев нарушения прав человека в цепочке поставок и поддерживает деятельность поставщиков, направленную на бережное использование природных ресурсов и снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Результаты закупочной деятельности

> 92,5 млрд руб.
объем закупок Компании в 2024 году
8,5 %
доля местных поставщиков

За 2024 год объем проведенных закупок для нужд Компании составил 92 524,6 млн руб. с НДС, что на 86,5 % больше аналогичного показателя 2023 года.

Общее число закупочных процедур уменьшилось на 15,5 %, до 5 681 шт.

Структура закупок, %

Закупки у предприятий МСП

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 № 867‑р Компания реализует план мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

Мероприятия направлены на развитие конкуренции, повышение качества заявок на участие в закупках, прозрачность системы закупок и активное привлечение МСП при одновременном снижении административных и финансовых барьеров.

«Россети Центр и Приволжье» также участвуют в Программе партнерства между группой компаний «Россети» и субъектами МСП.

Цели Программы партнерства:
  • увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем объеме закупок;
  • увеличение доли прямых закупок у МСП;
  • расширение закупок инновационной и высокотехнологичной продукции НИОКР у МСП;
  • создание системы трансфера технических и технологических решений МСП, интегрированных в стратегию развития компаний группы «Россети».
МЭР 9
Доля закупок у субъектов МСП
ПоказательДанные сформированы в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352. 2022 2023 2024 2025
план факт план
Закупки у субъектов МСП, % от общего объема закупок 78,7 73,3 ≥25 60,8 ≥25
Закупки, участниками которых являлись только субъекты МСП, % от общего объема закупок 27,4 23,1 ≥20 20,7 ≥20
Закупки, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций, % от общего объема закупок 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Закупки у местных поставщиков

GRI 204‑1
МЭР 8

В 2024 году доля закупок у местных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) составила 8,5 %.

Доля закупок у местных поставщиков, %

Импорт в закупках

МЭР 8
Доля импорта в закупках, %
Показатель 2024 2025
план факт план
Доля импорта в закупках оборудования и материалов 4,6 0,3 4,5
Доля импорта в закупках ПО 15,7 7,1 8,5

Компания последовательно снижает долю закупаемых импортных материалов и оборудования в рамках политики импортозамещения. Так, в отчетном году доля закупок импортных материалов оказалась существенно ниже планового показателя — на 4,3 п. п., а доля закупок импортного ПО — на 8,6 п. п.

Совершенствование закупочной деятельности

«Россети Центр и Приволжье» активно участвуют в развитии закупочной деятельности и совершенствовании регулирующих ее нормативных документов. На совещаниях и круглых столах, организуемых ПАО «Россети», Компания представляет свою позицию, учитывая действующие нормы и требования законодательства, и вносит предложения по их реализации.